Я вырос в Wacken и закончил тут же школу. В свои школьные годы я организовал первую команду, это была панк-группа. Я устроился на временную подработку в ресторан, также в Вакене. И в этом ресторане часто отдыхали англичане, которые привозили новинки из мира музыки. В 70-е было трудно достать записи так называемых «подпольных» группы в обычных музыкальных магазинах. Я предпочитал слушать уличный панк, такие группы, как THE CLASH, THE DAMNED, а позднее ANGELIC UPSTAIRS, COCKNEY REJECTS или SHAM 69. В те дни я несколько раз помогал одному супер профессиональному диско промоутеру в подготовке шоу и тогда получил опыт в организации, управлении и музыкальном бизнесе.
Я одалживал осветительные приборы или брал доверенность у моего приятеля Йорга. Тогда же я начал моё ученичество в области торговли, оптовых продаж и иностранной торговли.
Однажды моя сестра сказала, что одной группе в Вакене нужен басс гитарист. Они занимались перепевом кавер версий, а я этим никогда не занимался раньше, так как не был большим мастером в технике игры. Я был несколько раз на их репетициях, и в целом было неплохо, хотя и далеко до совершенства.
Итак, мы начали играть вживую снова и сами арендовали площадки в барах.
Тогда не было других кавер групп на рок-сцене. Мы перепевали песни таких групп как JUDAS PRIEST, DEF LEPPARD, BON JOVI, AC/DC и даже очень тяжелый рок как METALLICA.
Мы арендовали большие залы в пригородных ресторанчиках, привозили оборудование, следили ценами на входные билеты, а иногда ещё и занимались баром, что несомненно было приятно.
Я и барабанщик занимались организацией, составляли график концертов, и распределяли роли. Так как мы родом с земель Steinurg, мы назвали предшественницу компании «Stoned Castle Rock Promotion” ( Stone-Stein, Castle=Burg-редактор). Вообщем то, мы и были теми самыми людьми, которые организовали первый Wacken Open Air.
Попивая пиво, мы обсуждали, что неплохо было бы заняться раскруткой фестиваля, как мы это уже делали, играя в нашей команде, тем более в Вакене есть впадина, которую использует уже мотоклуб для своих встреч. Эти встречи посещало около 3000 человек, так что это было довольно-таки популярное мероприятие. Норберт был членом этого клуба, а ещё он подрабатывал там время от времени диск жокеем.
Все согласились, что если мы хотим этого и найдем дополнительные силы (помощников), то все получится. Мы осознавали, что предстоит большая работа, потому что гораздо сложнее организовать фестиваль на открытой площадке, на улице, чем где-либо в помещении. К тому же, у нас не было опыта в организации таких мероприятий.
Характер фестиваля в Вакен очень похож на фестивали в Дании, хотя проживание в палатках было новшеством для Германии, так как другие фестивали не длились больше, чем один день. Когда мы отправлялись на этот концерт: «Монстра рока», на поезде или авто, то надо было выезжать заранее, потому что действо начиналось днем и завершалось в 11 вечера. До Вакен, когда все ещё только начиналось с Stoned Rock Promotion, мы организовывали автобусные туры на другие концерты. Все, что мы зарабатывали, мы тут же тратили. Мы приобрели факс и нашу собственную телефонную линию в квартире Andreas Goser. Первые билеты на Wacken Open Air были немногим плотнее, чем бумага для плакатов. Потом, один из нас, Mark Ramsauer, нарисовал череп. У нас было два варианта: орущий парень с наэлектрелизованными волосами и конечно- череп буйвола. И все мы предпочли изображение черепа.
В общем и целом, в те дни было то же самое, что и сейчас. Сцена на верхушке холма, и другая половина сцены немного ниже под тентом, там сейчас располагаются сувенирные лавочки.
У нас был просто потрясающий звук от Citysound, который арендовал для нас Uli Thiessen. Он до сих пор активно работает на сцене с таким командами как BLIND GUARDIAN и SAXON.
Ещё у нас было много ламп. Так как палатка была изготовлена из металлических палок, и нас был изогнутый фронтон, то все огоньки мерцали под уклоном. Публика была в восторге, а музыкантам не терпелось сыграть. Большая сцена имела хороший размер для игры, 10 на 15 метров. Благодаря команде SKYLINE, мы познакомились с Rick Larssen из Musikladen в Гамбурге. Он руководил группой 5th AVENUE, а также мы контактировали благодаря нему с WIZZARD. Мы познакомились с AXE~NSEX на совместном концерте, а на одном из конкурсов встретились с SACRED SEASON. И в своем жанре это лучшие команды. Если посмотреть рекламу фестиваля сейчас, то мало что изменилось, в том числе карта осталась та же.
Мы не отрицали, что хотим сделать фестиваль тяжелого рока, мы уже приобрели опыт участия в сборных фестивалях, таких как в Jubek. Просто нам хотелось сделать что-то совершенно иное. Когда я что-то делаю - вне сомнений, это должно стать уникальным. Естественно, не мы придумали идею «рок-фестиваль», но я думаю, что у Вакена был свой неповторимый стиль с самого первого года существования фестиваля. Мы пытались это делать по-своему и придерживаться определенного стиля, хотя это оказалось особенно трудно в период 1993/1994. Мы решили, что будем продолжать делать фестиваль, когда люди начали звонить и спрашивать об этом. 800 человек записались на пятницу, 600 на субботу, хотя команды были лучше. Может быть, так получилось, потому что команды были местными героями. Итак, мы начали предпродажи и напечатали первые билеты достаточно рано. Также мы быстро согласовали начало на первый weekend августа. Эти дни были выбраны, потому что в июне собирался клуб байкеров, про который я упоминал выше и примерно в мае был Wallsbull, другой фестиваль в Jubek начинался в начале июня. Первый год все прошло замечательно, и конечно мы хотели сделать его ещё лучше, более профессиональным, раскрутить сильнее и пригласить лучшие команды.
Мы занимаемся этим и сейчас. Естественно, мы спросили этих 800 человек «что было хорошо и плохо» и люди говорили, что хотели бы услышать более экстремальную музыку. MOTOSLUG была достаточно экстремальная команда в те дни, у них были две бас гитары, ритм-машина и певец. Они были очень хорошими музыкантами и хорошо настраивали инструменты, это они проделали и для DIE ARZTE. MOTOSLUG был для них просто развлечением. Такое мрачноватое шоу, основанное на Death Metal с индустриальными нотками. Но мы по-прежнему занимаемся опросами, интересуемся, что можно ещё сделать, чтобы улучшить фестиваль, используя самые разные способы - интернет, рассылки, опросы или в личных беседах, которые я предпочитаю больше всего.
После таких опросов, появилось нововведение, например, возможность, проносить алкоголь в палаточный городок. Промоутеру сложно бывает узнать, как обстоят дела в кемпинге.
Мы познакомились с GYPSY KYSS через моего школьного приятеля, приобрели также новые связи в Гамбурге. SHANGHADI D`GUTS пришли к нам через SCORPIONS, и они реальные звёзды в наши дни. Тем не менее, мы всегда пытались быть привязанными к металлу.
В 1992 все было достаточно плохо, и фанаты были впервые разочарованны. Я не назвал бы фестивали 92 или 93 года фестивалями, которые заслуживают название «Wacken Open Air». Можно было назвать это «вечеринка в полях» или что-то в таком роде. Нельзя сказать, что все было совсем плохо, но совсем непрофессионально. В то время мы в основном работали с волонтерами. 1992/1993 был переломным моментом, с этого начался Вакен, как он есть в наши дни. Там играли как широко известные группы, так и новички. SAXON стала нашим действительно удачным выстрелом. GYPSY KINGS приехали благодаря нашему приятелю и его марке Dream Circle Records, которые все равно находились по соседству. Благодаря работе с SAXON мы стали работать с довольно крупным агентством, которое занималось билетами на MOTORHEAD, и естественно, мы захотели работать с ними тоже.
В 1994 году мы организовали низко бюджетное событие, но, к нашему удивлению, посетителей было не меньше, чем в предыдущие годы. Внутри команды мы приняли решение изменить направление нашей деятельности на своеобразную вечеринку- это была идея Holger. Но после полученных отзывов от посетителей, мы решили зациклиться на метал-стиле - хорошее решение, если посмотреть на это сейчас. Если провести линию от первого Вакена до сегодняшних дней, то не скажешь, что 1994 год был чем-то необычен, кроме огромного финансового краха до этого. Мы ничего не заработали, полученных от фестиваля денег хватало только на покрытие расходов. Тогда мы наняли много работников сцены. И потому как мы были раздражены этими дорогостоящими, но тормозящими процесс ребятами, мы просто сплотились нашей компанией и организовали свой состав работников, который так же одалживали и на другие фестивали. Так же мы организовывали много вечеринок наподобие байкерских, которые хорошо окупались, так как Holger был хорошим DJ.
В 1995 у нас состоялось действительно значимое присутствие в медиа сфере из-за ROCK HARD и VIVA METALLA, которые объявили о нашем фестивале два-три раза. Но, кроме этого больше ничего подобного не было. В те дни было открыто такое выражение: «Спонсируемые никем». Иногда мы получали что-то от пивоваренного завода, но это были обычные деловые сделки из разряда: «Купите 100 бутылок и получите еще одну бесплатно», что я не совсем могу назвать спонсированием.
В 1995 степень нашего присутствия в медиа была уже немного лучше, и наконец-то это привело к коммерческому результату. Тогда мы впервые получили ревью на ROCK HARD и в то же время люди стали впервые опасаться нас.
Так же 1995 был удачен тем, что один из тех, кто в дальнейшем стал нашим партнером, организовал фестиваль «Super Crash». Постеры этого фестиваля были расклеены абсолютно везде.
Пресса расхвалила фестиваль но, если сравнивать с другими в Германии, наш был уникален. ONKELZ сказали, что они бы хотели играть на Вакене. У некоторых людей довольно странные представления о там, что концертные агентства делают с музыкантами. Вы контактируете с тур менеджером, с техниками, но когда группа сидит в гримерке, промоутеру там нечего делать. В случае с SAXON, мы организовывали мероприятие, для того, чтобы установить с ними дружелюбные связи, но местным организаторам было нечего делать с группой. В случае с ONKELZ, мы были приглашены на вечеринку по окончанию их тура.
Раньше мы никогда не проходили через такое: мы получили деньги, были приглашены на вечеринку и еще и были поселены в номера отеля. Это было абсолютно в новинку для нас. Когда группа сказала, что выступит на Вакене, мы боялись, что это приведет к бесконечным обсуждениям. Но, говоря прямо, все эти разговоры такая чушь. Мэр Вакена не был против концерта, сказав, что, если у нас все будет под контролем, то мы можем организовать фестиваль. Мы получили разрешение из Федерального офиса, обговорив число ребят для секьюрити.
В 1996 мы сделали большой шаг. И так же столкнулись с обсуждениями. У нас были проблемы с ATROCITY. В целом, весь фестиваль прошел достаточно мирно и особо не отличался от предыдущих. Согласно слухам, в зоне кэмпинга произошли несколько инцидентов, но они ни чем не отличались от последующих. У нас достаточно организованная и стабильная система фестиваля, и я не верю, что может произойти что-то сверх нормы.
Годами мы твердим, что у нас достаточно жесткая и прямолинейная охрана, но я думаю, что у нас эта ситуация под контролем. Если у вас на фестивале 30000 человек и 10% из них - идиоты, будьте уверены, эти 10% разрушат весь фестиваль.
Поэтому ПЕРВЫЙ гиг с ONKELZ мы могли вести себя свободно. Некоторые тяготы от наших долгов испарились, но их по-прежнему было много. Но наконец-то дело пошло в гору.
В 1997 году у нас уже были хорошие связи, все становилось более и более профессионально и шло хорошо. Мы организовывали более 300 шоу, включая open-air фестивали в Schwerin, что, в конце концов, нас разорило. Наше предприятие так же обанкротилось. Но, несмотря на все это, у нас были ошеломительные продажи. Это отдельная история, о том, что город буквально вонзил нам нож в спину и не собирался сдерживать данное обещание. Мы сделалитам шоу Carmina Burana с лазерным представлением, и фестиваль с SICK OF IT ALL, DAS AUGE GOTTES и DIE FANTASTISCHEN VIER и дополнительно Schenefeld. Ms организовали 8 опен-эйров с Godewing. Мы делали то, что делают все промоутеры.
Sheree (одна из главных организаторов, по большей части занимается международными связями – прим.) уже в 1997 году активно вела дела, потому что Holger сказал, что девушки тоже должны вносить свой вклад. Я сказал, что ей нужно взять на себя какую-то часть фестиваля и быть за нее ответственной, так и началось сотрудничество с международной прессой в 1997. И важно заметить, что, начиная с 1997, публику составляло множество иностранных посетителей. Мы всегда получали отзывы от иностранцев, и мы также отправляли наши мнения по этому поводу в прессу. В 1997 Sheree начала строить связи с иностранными партнерами. Она организовывала автобусные туры для иностранных партнеров, которые начинались с итальянского Metal Hammer, которые представляли нас. Все это обычно недооценивается, но наши международные связи не возникли из неоткуда.
По крайней мере, 50% атмосфера и духа Вакена создается фанатами, и группы с этим согласятся. Мы - всего лишь организаторская вершина всего этого. Если фанатам что-то не нравится, то это наша работа - понять и исправить это. Единственное, что мы просим у поклонников- дать нам шанс.
1999 год был чем-то особенным. Мы получили огромнейшее количество отзывов. Это было отличным началом для компании, поскольку мы сказали, что будем делать только то, что можем, никаких больше Marianne и Michael или чего-то подобного, только метал. С 99 года дискуссий на тему того, что сделать в будущем разгоралось все больше и больше. Штука в том, что если в далеком 1992 все виделось очень интересным, но в 2001 у нас абсолютно не было никаких идей. Ничего не было доступно. Естественно, многие говорили, что это будет невыполнимо, но я очень хотел, чтоб на фестивале были MOTORHEAD, в Holger не было такого же энтузиазма. У них был это бомбардировщик на шоу в Brixton Academy, и мы сказали, что, если они повторят это шоу, то мы забронируем их снова, поскольку это будет чем-то новеньким. Я согласовал это с мнениями фанатов на репетициях.
По началу все думали, что SAXON\MOTORHEAD будут скучными. Но, после, все пришли и поблагодарили нас за нашу умную идею. На мой взгляд, в 2001 годы это был именно ФЕСТИВАЛЬ. Ни один из фестивалей не привлек столько внимания как наше шоу с бомбардировщиком и орлом.
По существу,2002 год был довольно критичным. Уже на стадии конструирования ничего не получалось. Каждый год есть какие-то изменения, но остается много постоянного и того, что не меняется. В 2002 мы просто были за концепцией. Это не было проблемой, особенно потому, что наша команда была в хорошем настроении, несмотря на все потери. Первый день прошел, и тогда объявили штормовое предупреждение. Надо сказать, что у нас имелись все возможности развить хорошие отношения с властями. Мы всегда привыкли договариваться с людьми оттуда до и после фестиваля. Но, вся эта тема могла навредить фанатам, они говорили об армии и обо всем таком подобном. Но, все равно, я считаю, что фестиваль прошел удачно. Погода налаживалась, земля высушивалась, пожарная бригада даже волновалась, что солома может загореться. Вместе с Gotz (шеф-издатель журнала «Rock Hard») мы говорили об отмене фестиваля в тот субботний вечер. До этого Gotz сделал интервью для DVD о том, как хорошо на фестивале, и как хорошо он организован. Он упомянул несколько недостатков, но не более того. А в понедельник утром нам позвонили и сказали, что «RockHard» больше никогда в будущем не будут презентовать Вакен. После я сказал Gotz, что ему нужно напастись немного терпением на некоторое время. Очевидно, что, если на фестивале 30000 человек, то какая-то критика будет, как и на любом другом фестивале в прошлые годы. Была какая-то критика во время фестиваля, некоторые негативно отзывались в Интернете при том, что они даже не были на фестивале. Можно понять тех, кто был разъярен тем, что они заплатили за парковочное место, а мы всю площадку заблокировали. Мне кажется, что критики было больше от прессы и ВИПов, чем от самих фанатов. Мне кажется, что многие просто нагнетали обстановку тогда.
Я думаю, что наша идея уникальна и, что многие берут Вакен за образец для подражания последних 3-4 лет. Но я так же думаю, что нас оценивали немного по-другому, чем остальных. Мы не всегда на стороне фанатов, но для таких представителей групп, как SAXON я почти всегда в дороге. Мы, конечно, наслаждались позитивными отзывами в 2003 году, но нам определенно не нравилось то, что мы сделали все отлично от предыдущих годов. Мы видели число проданных билетов и наша уверенность в том, что мы идем правильным путем, росла. Мы благодарны за критику, но нам нужно было иногда «грешить». Фестиваль не заканчивался для нас в воскресенье в три. Нам надо собрать огромное количество оборудования. В 2002 году мы были заняты, расчищая всю грязь, вплоть до сентября месяца-то, что нам не надо было делать в 2003. С тех пор мы решили привносить как можно больше изменений и наблюдать за тем, что говорят об этом люди. Мы хотели сделать как можно больше для новичков, особенно для нашего Фан-клуба. Следует сказать, что Фан-клуб- абсолютно независим, мы с ними не пересекаемся. Но клуб не критикует нашу идею. Вам нужно будет найти подходящее время для дискуссии. Если все еще на поле и заняты, вам не захочется обсуждать всякую гадость. Сперва надо успокоиться. Когда я делаю что-то креативное, я не знаю во что это выльется.